Комментарий к проекту Закона Республики Беларусь “О лицензировании”

Регулятором при подготовке Проекта Закона, как и в случае с проектом Закона Республики Беларусь “О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования” принято решение об изменении вида нормативного правового акта.

Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь                   от 02.09.2019 № 326 “О совершенствовании лицензирования“ проект Закона должен учитывать передовой иностранный опыт в данной сфере и предусматривать, в частности:

исключение чрезмерных и экономически необоснованных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам;

пересмотр грубых нарушений законодательства о лицензировании;

максимальное использование информационных технологий в процессе взаимодействия лицензирующих органов с соискателями лицензий и лицензиатами.

При разработке проекта Закона применялся подход совмещения общего закона, регламентирующего осуществление большинства видов деятельности, подлежащих лицензированию, и специального регулирования отдельных ее видов в связи с тем, что унификация в данном могла повлечь масштабное изменение нормативной базы.

1. Цифровая трансформация правового регулирования. 

В проекте Закона лицензия – не разрешение на право осуществления какой-либо деятельности, а право ее осуществления. Таким образом, получение лицензии предполагает изменение правового статуса субъекта хозяйствования непосредственно через наделение правом. 

Справочно. Проверить право на осуществление лицензируемых видов можно будет проверить путем обращения к Единому реестру лицензий посредством глобальной компьютерной сети Интернет через единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы. Данная возможность будет доступна с 1 июля 2020 года на безвозмездной основе.

Данное обстоятельство полностью исключает необходимость получения лицензии как документа (бумажного или даже электронного), а также исключает затраты с этим связанные.

2. Конкретизация целей лицензирования.
Действующее законодательство определяет, что лицензирование деятельности осуществляется в целях обеспечения защиты государственных и общественных интересов, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, окружающей среды и ставит условие, что данные цели не могут быть достигнуты иным образом, кроме лицензирования. Вместе с тем, использование понятий «защита государственных и общественных интересов» не только поглощает все иные перечисленные задачи, но и позволяет обосновать введение лицензирования практически любого вида деятельности. Проектом Закона предусматривается закрытый перечень целей, которые могут служить обоснованием включения вида деятельности в перечень лицензируемых.

3. Изменение перечня субъектов, имеющих право на получение лицензии.  

Пунктом 4 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, установлено, что иностранные организации имеют право на получение лицензии при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь. В проекте Закона данное положение исключено во избежание нарушений законодательства.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2018 № 408 “Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь” представительства иностранных организаций могут осуществлять исключительно подготовительную и вспомогательную деятельность, то есть не вправе выполнять работы, оказывать услуги, продавать товары на территории Республики Беларусь.

При этом требование лицензионного законодательства о наличии у иностранной организации-соискателя лицензии представительства является причиной открытия указанного структурного подразделения и покрытия расходов на содержание при том, что оно не обладает полномочиями на осуществление лицензируемой деятельности. Фактически представительство открывается только для получения лицензий и в некоторых случаях въездных виз.

Вместе с наличием представительства иностранных организаций создаются предпосылки для вовлечения работников представительств таких организаций в предпринимательскую деятельность, что является нарушением вышеуказанного постановления.

5. Компетенция.

Проектом Закона предусмотрено, что принятие решения о вынесении предписания, приостановлении и прекращении лицензии отнесено к исключительной компетенции лицензирующих органов исходя из принципа самостоятельности лицензирующих органов в принятии решений по вопросам лицензирования, в том числе в процессе осуществления контроля за деятельностью лицензиатов.

Таким образом, законодатель наделяет определенной самостоятельностью лицензирующие органы.

7. Исправление неясностей правового регулирования.

Проектом Закона, описаны отдельные процедурные вопросы. Так, определен исчерпывающий перечень предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам требований и условий с учетом их разумности, соразмерности и экономической обоснованности, открытости и доступности информации о порядке лицензирования, в том числе о предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам требованиях и условиях, а также о субъектах, отвечающих таким требованиям и условиям и получивших лицензии. 

Не могут быть включены требования относительно соблюдения законодательства, обязательного для выполнения всеми субъектами хозяйствования, в соответствующей сфере и/или отдельных Законов в целом, а также требования, соблюдение которых не влияет на безопасность осуществления вида деятельности с точки зрения причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественным и государственным интересам.

8. Лицензируемые виды деятельности. 

Из действующего законодательство перенесены следующие виды деятельности: адвокатская и риэлтерская деятельности; деятельность в области автомобильного транспорта; деятельность по проведению судебных экспертиз; охранная деятельность; образовательная деятельность;  деятельность связанная с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащая продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий; деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, а также деятельность, связанной со сбором и распространением информации о физических лицах; страховая деятельности; деятельность по разработке и производству бланков и документов, а также специальных материалов; деятельность, связанная со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов; оптовая и розничная торговли нефтепродуктами; деятельность, связанная с оздоровлением детей за рубежом; деятельность, связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями, профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам; медицинская деятельность, фармацевтическая деятельности, деятельность, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду; деятельность по обеспечению пожарной безопасности и деятельности в области промышленной безопасности; игорный бизнес; полиграфическая деятельность; деятельность в области вещания; деятельность по технической и (или) криптографической защите информации. 

Проектом Закона введено лицензирование деятельности в области железнодорожного транспорта и исключено лицензирование юридических услуг. 

Заказать звонок
+
Жду звонка!